- НОВЫЕ РУССКИЕ
- В России конца XX (см. перестройка) — начала XXI в. представители нового социального слоя частных предпринимателей, появившегося в период становления рыночной экономики. Cловосочетание новые русские впервые появилось в публикации газеты «Коммерсантъ» в 1992 г. как перевод названия книги американского политика и журналиста Х. Смита, написанной в 1990 г. Порождено под влиянием созвучного и близкого с ним по значению и иронической окраске французского nouveau riches — нувориши, новоявленные богачи-выскочки, быстро разбогатевшие на спекуляциях военного и послевоенного времени. Возникнув как калька, этот оборот давно был готов к «пересадке» на русскую почву: в XIX в. в России были известны и широко употреблялись в этом же значении понятия новый человек и новые люди (вариант новые варвары).
Понятие «новые русские» быстро вошло в обиход и прочно утвердилось в современном русском языке.
В бытовом сознании это прежде всего богатые люди, но с низким уровнем образования и культуры, разбогатевшие нечестным, нетрудовым путем: спекуляциями, присвоением государственной собственности и пр. Они модно и дорого одеты, разъезжают на мерседесах, порше, ягуарах и т. п. Это дало основание к появлению серии анекдотов, в которых персонаж «новый русский» предстает как внезапно разбогатевший простолюдин, нелепый или даже глупый во всех своих проявлениях. Например: Звонит «новый русский» приятелю из своего «Мерседеса-600» по сотовому телефону: — Петя, сколько будет 2×2? Петя на другом конце задумывается: — А ты покупаешь или продаешь?
Современное культурно-историческое сознание выделяет в понятии «новые русские» две доминантные группы: бизнес-элита (респектабельные, высокообразованные бизнесмены, которые, как правило, занимают высокие посты в окологосударственных структурах, пытаются влиять на политические процессы в обществе, ведут замкнутый образ жизни, не демонстрируют свое богатство) и нувориши (предприниматели, ведущие демонстративно роскошный образ жизни, склонные к авантюрному и криминальному бизнесу). Но и те и другие появились из старых русских — как из числа бывших фарцовщиков (спекулянтов вещами, перекупленными у приезжих иностранцев), так и из числа комсомольских (см. комсомол) и партийных (см. КПСС) работников, научных сотрудников и т.п. Эта социальная прослойка продолжает формироваться, но не похожа ни на тип русских купцов (см. купец), ни на тип западного бизнесмена.
В современном русском языке выражение новый русский стало стимулом к образованию многих других фразеологизмов, например: старые русские (противопоставление новым русским), новые белорусы, новые украинцы и т.д., а также к развитию нового значения у прилагательного новый — новые, связанного с отрицательной и иронической оценкой того, о ком говорится: новые левые / правые, новые нищие и т.п.
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.