- ЦАРЬ
- Титул монарха, лицо, носящее этот титул.
Слово царь восходит к латинскому caeser, затем — к общеславянскому цесарь, изменившемуся в ходе фонетических процессов.
Титул царя был принят впервые в 1547 г. великим князем московским Иваном IV (cм. Иван Грозный). Во время церемонии венчания на царство митрополит Макарий возложил на него крест, золотую цепь, бармы (наплечные украшения) и шапку Мономаха (см. Владимир Мономах), а затем совершил обряд миропомазания: миром (благовонным маслом) помазал ему лоб, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая все это словами: «Печать и дар Духа Святаго». С этого момента царь считался помазанником Божиим. К 1613 г. в состав регалий, вручавшихся царю, добавились скипетр — жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава — золотой шар с крестом наверху. По такому обряду венчали на царство до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей (см. Пётр I) в 1682 г. При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что с 1712 г. столицей России стал Петербург, коронация, как и венчание на царство, всегда проходила в Успенском соборе Московского Кремля. В Архангельском соборе Кремля была усыпальница русских великих князей (Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III), а затем и царей: Ивана Грозного, Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и др. Начиная с ХVIII в. русских императоров стали хоронить в Петропавловском соборе Петербурга.
Русские цари вели свое происхождение от варяжского (см. варяги) князя Рюрика и поэтому именовались Рюриковичами. Последним из Рюриковичей был бездетный царь Фёдор Иоаннович (1557–1598 гг.). В 1613 г. на русский престол был избран Михаил Федорович Романов — представитель знатного боярского (см. боярин) рода. С него началось более чем 300-летнее царствование династии Романовых. Вторым представителем Романовых на русском троне был его сын — Алексей Михайлович (Тишайший). От его брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился будущий царь Пётр I, который в 1721 г. принял титул императора. С этого времени слово царь перестало употребляться в официальном именовании монарха.
Последним русским царем (императором) был Николай II, после отречения которого (во время Февральской революции 1917 г.) Россия перестала быть монархией. Потомки династии Романовых ныне живут за границей, некоторые из них считают себя наследниками русского престола, что является по сути символическим.
В русском культурно-историческом сознании царь воспринимался как наместник Бога на земле, отец нации. Его называли царь-батюшка, а также государь, царь-государь и государь-батюшка. Слово государь близко по значению к существительному господин, которое, в свою очередь, имело значение ‘правитель, обладающий высшей властью, повелитель’.
До ХVIII в. к царю обращались на «ты». Позднее в качестве обращения к императору стали употребляться слова Ваше императорское Величество.
Некоторые из русских царей получали прозвища: Ивана IV называли Грозным из-за сурового нрава, жестокости; Алексея Михайловича — Тишайшим, понимая под этим милосердие, богобоязненность, неустанную заботу о подданных, стремление к тишине правления — миру с соседями. Пётр I получил титул Великий. Александра I народ прозвал Благословенным, связывая его имя с победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.; Александра II — Освободителем, так как в его правление в России было отменено крепостное право; Александра III — Миротворцем, потому что в его правление (1881–1894 гг.) Россия ни с кем не воевала.
От некоторых имен русских царей (императоров), чье царствование было продолжительным, получили названия периоды их правления, которые назывались эпохами: петровская эпоха (время правления Петра I, 1689–1725 гг.), александровская эпоха (время правления Александра I, 1801–1825 гг.), николаевская эпоха (время правления Николая I, 1825–1855 гг.). Но: эпоха Ивана Грозного и годы правления Павла I.
Царь — традиционный персонаж русских народных сказок. Обычно имя царя в народной сказке не указывается, за исключением Царя Гороха (см. горох). Роль царя обычно ограничивается тем, что он отдает приказы своим сыновьям или подданным, испытывает молодых невесток или главного героя сказки. В некоторых сказках цари могут быть несправедливы и тогда получают наказание от героев. В авторской сказке эта традиция продолжилась. Например, царь Дадон из пушкинской «Сказки о золотом петушке» обманывает звездочета и умирает от руки врага. В сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» хитрый и нечестный царь сварился в котле с кипятком.
Исторические образы русских царей (императоров) созданы в произведениях русской классической литературы: в неоконченном романе А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» и романе А.Н. Толстого «Петр Первый», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, в драмах А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» и др.
Живописные и скульптурные образы русских царей (императоров) созданы лучшими художниками России. Наиболее известны портреты и жанровые картины с изображением Петра I — «Пётр I допрашивает царевича Алексея» Н.Н. Ге, «Утро стрелецкой казни» В.И. Сурикова, «Пётр I на закладке Петербурга» Д.А. Шмаринова, а также скульптуры Э. Фальконе «Медный всадник» и памятник Петру I в Петербурге работы М.М. Шемякина; с изображением Ивана Грозного — «Царь Иван Васильевич Грозный» В.М. Васнецова, скульптурный портрет «Царь Иоанн Васильевич Грозный» М.М. Антокольского, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»; скульптурный портрет Павла I работы Ф.И. Шубина, портрет Александра III работы И.Н. Крамского и картина И.Е. Репина «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»; портреты Николая II работы И.Е. Репина и Вал.А. Серова. В память об Александре II на месте его гибели поставлен Храм Воскресения Христова (архитекторы А.А. Парланд и И.В. Малышев), более известный под названием Спас на Крови.
В кино наиболее известные образы царей созданы Николаем Симоновым в художественном фильме «Петр Первый» по роману А.Н. Толстого, Николаем Черкасовым в фильме С.М. Эйзенштейна «Иван Грозный».
Слово царь имеет переносное значение. Царем (чего-либо) называют того, кто подчиняет окружающих своему влиянию или превосходит всех в каком-либо отношении: царь леса — дуб, царь птиц — орел, царь-рыба. Отсюда названия стоящих в Московском Кремле и выдающихся по своим размерам и красоте — «Царь-колокола» и «Царь-пушки». Определение царский употребляется в значении ‘роскошный, великолепный’, например, царским подарком называют очень дорогой и ценный подарок. Слово по-царски имеет значение ‘щедро’ (например, наградить по-царски) или — обычно в кулинарии — ‘изысканно’ (уха по-царски, блины по-царски).
Широко распространены фразеологизмы: при царе Горохе, то есть очень давно; без царя в голове — о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке; олух царя небесного — глупый человек, простофиля, бездельник, который ждет милости от Бога (Царя Небесного).
«Венчание Ивана IV на царство». 1547 г. Литография летописного свода XVI в. Фрагмент:
Большая императорская корона, скипетр, держава — атрибуты царской власти:
Царь. Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка». Художник И.Я. Билибин. 1898 г.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.