- ИКОНОСТАС
- Легкая стена с рядами икон (см. икона), которая отделяет алтарь от основной части православного (см. православие) храма (от греческого eicon — ‘образ, изображение’; stasis — ‘место стояния’). На Руси появился в XIV–XV вв.
Обычно иконостас состоит из пяти рядов или чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности. Положение и порядок икон имеют символическое религиозное значение.
В иконах праотеческого ряда — история церкви, представленная в Ветхом Завете. В центре чина обычно находится икона Ветхозаветной Троицы, на которой изображены три ангела, явившиеся Аврааму и Саре, чтобы сообщить о том, что у них родится сын Исаак.
Пророческий чин представляет иконы пророков. В центре находится икона Богоматери Знамения, на ней Дева Мария изображена в молитвенной позе с поднятыми вверх руками (см. Богородица).
Праздничный чин составляют иконы, на которых изображены эпизоды из жизни Иисуса и Богоматери, в этот ряд включены иконы Двунадесятых праздников.
Деисусный чин получил свое название от греческого слова ‘моление, прошение’. В центре этого ряда находится икона Спаса в силах, на которой Иисус изображен на престоле и в окружении ангелов. Справа и слева к нему склоняются фигуры святых в молитвенных позах. Обычно справа от Христа находится икона Богоматери, а слева — Иоанна Крестителя. Смысл этого чина в том, что святые молятся Иисусу и просят его быть милосердным.
В центре нижнего чина находятся царские врата — двустворчатая дверь, на которой обычно изображаются четыре евангелиста. Царские врата иногда называют райскими или небесными, они, в представлениях православных, служат главным входом в рай, который символизирует алтарь. Справа от царских врат находится местная, храмовая, икона, то есть икона, связанная с тем святым или праздником, которому посвящена церковь. Поэтому нижний чин иконостаса называется местным. Кроме центральных царских врат, в иконостасе есть еще северные и южные врата.
С XVI–XVII вв. в иконостас включают еще несколько рядов: апостольский (иконы с изображением учеников Христа) и страстной (эпизоды страстной недели, последней недели жизни Иисуса перед распятием).
Над иконостасом располагается крест с фигурой распятого Христа.
В разговорной речи слово иконостас употребляется иронически для называния некоторых организованных рядов предметов — например, орденов или портретов.
Иконостас XV–XVII вв. Троицкого соборав Троице-Сергиевом монастыре Сергиева Посада:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.