- МАСТЕР И МАРГАРИТА
- Роман М.А. Булгакова.
Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал с 1928 по 1940 г. Впервые роман был опубликован в 1966 г. в журнале «Москва» (с купюрами), а отдельным изданием — только в 1991 г.
Повествование в романе построено в двух планах. Одна сюжетная линия — сатирически-бытовая, герои которой — жители Москвы 20– 30-х гг., представители столичных литературных кругов, полуинтеллигенты. Волею автора они встречаются с загадочным иностранцем, называющим себя профессором Воландом, который роковым образом оказывает влияние на их умы, судьбы и даже жизни. Воланд — воплощение той сверхъестественной силы, которая, по словам И.В. Гете, введенным в эпиграф романа, «...вечно хочет зла и вечно совершает благо». Вторая сюжетная линия — авторская интерпретация библейской истории Иисуса Христа (в романе — Иешуа). Обе сюжетные линии романа — сегодняшний день и далекое прошлое — переплетаются в истории жизни главного героя — Мастера — московского писателя, автора романа о Христе. Булгаков создал в романе и один из прекрасных женских образов русской литературы. Это Маргарита — возлюбленная и верная спутница Мастера.
Центральные темы романа — художник и общество, борьба добра и зла.
«Мастер и Маргарита» — последняя книга Булгакова, воспринимаемая многими как его духовное завещание. Сочетая в одном произведении реальный мир и фантастику, сатирическое описание быта и философские размышления, Булгаков продолжил традиции русской и европейской литературы — Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.В. Гете, Э.Т.А. Гофмана.
Роман «Мастер и Маргарита», пришедший к читателю через много лет после создания, сразу стал произведением русской классики XX в.; в последние десятилетия включается в школьные (см. школа) программы по литературе.
Роман много раз инсценировался, первой инсценировкой был спектакль на сцене Театра на Таганке (см. Таганка). Сделано также несколько попыток его экранизации, но ни одна из них не стала особо выдающимся событием в искусстве.
Некоторые фразы романа стали крылатыми. Например: Осетрина второй свежести, Никогда не разговаривайте с неизвестными; Люди как люди... квартирный вопрос только испортил их (о москвичах); Нехорошая квартира; Попрошу не волновать интуриста; Не шалю, никого не трогаю, починяю примус... Самая известная среди них: Рукописи не горят — оказалась пророческой и по отношению к самому роману.
М.А. Булгаков:
Сцена из спектакля Театра на Таганке:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.