- ГИМНАЗИЯ
- 1) В современной России один из типов школы — средних учебных заведений, в которых, как правило, большее внимание уделяется гуманитарным предметам и изучению иностранных языков. Однако есть гимназии и с математическим, биологическим и другими уклонами, то есть с более углубленным изучением соответствующих предметов. Учиться в гимназии престижно.2) В дореволюционной России среднее общеобразовательное учебное заведение.
Первые гимназии появились в России в начале ХVIII в. В них принимались только мальчики после окончания начальных училищ, независимо от сословия. Курс обучения был четырехлетним. Однако вскоре были введены сословные ограничения: после сдачи вступительных экзаменов в гимназию стали принимать исключительно детей дворян (см. дворянин) и чиновников (см. чин). Курс обучения стал семилетним и платным. Женские гимназии появились в России во второй половине ХIХ в.
В середине ХIХ в. существовало 2 основных типа гимназий: классическая — с расширенным преподаванием гуманитарных предметов и реальная — с расширенным преподаванием естественнонаучных предметов. С 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, а их выпускники, в отличие от выпускников классических гимназий, лишались права поступать в университеты.
В классической гимназии существовал Устав, регламентирующий поведение гимназистов: им запрещалось курить, посещать театры, библиотеки и лекции. Гимназисты всегда должны были носить форму. За успеваемостью и поведением гимназистов следили воспитатели: в женской гимназии — классная дама, в мужской — классный наставник (классный надзиратель).
Классическая гимназия как тип учебного заведения существовала до 1918 г. и с конца ХIХ в. подвергалась критике за отрыв от жизни, излишние дисциплинарные строгости в отношении к гимназистам и учителям.
Учителя гимназии и гимназисты появились в произведениях русской литературы во второй половине ХIХ в. Особенно много таких персонажей в рассказах А.П. Чехова. Самый известный из них — «Человек в футляре». Главный герой рассказа — учитель греческого языка и латыни Беликов, который жил только по циркулярам министерства, боялся всего нового и прогрессивного — стал для русских воплощением системы гимназического образования России конца XIX в.
Современные гимназисты:
Гимназистки XIX в.:
Гимназист XIX в.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.