- СМОЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ
- Памятник архитектуры Петербурга. Включает два ансамбля — Смольный женский монастырь, построенный в 1748–1764 гг. в стиле барокко (архитектор В.В. Растрелли), и Смольный институт, построенный в 1806–1808 гг. в стиле классицизма (архитектор Дж. Кваренги). В 1764–1917 гг. Смольный институт находился в помещении монастыря.
Название Смольный связано с тем, что при основании Петербурга здесь находились амбары для склада древесной смолы, которая требовалась флоту.
Центром ансамбля монастыря является монументальный Воскресенский собор. Вокруг барабана собора расположены четыре колокольни (см. колокол). Сочетание лазури стен и белизны лепного декора, тонкая позолота куполов придают ансамблю редкую живописность. С 1923 г. монастырь закрыт, в соборе работает музей, там также проводятся выставки и концерты. В 1991 г. в Петербурге зарегистрирована община, которая добивается возвращения храма верующим.
Смольный институт — первый и самый привилегированный Институт благородных девиц — был основан в Петербурге в 1764 г. по инициативе И.И. Бецкого. Здесь воспитывались около 200 девочек от 6 до 18 лет из семей дворян (см. дворянка). Смолянки (так называли воспитанниц Смольного института) носили форменные платья разных цветов, соответственно году обучения. Учеба продолжалась четыре (позже — три) года. Предметами обучения были: закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; изучались танцы и музыка; воспитанницы обучались различным видам рукоделия, домоводству. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения. В середине XIX в. в Смольном институте работал инспектором выдающийся педагог К.Д. Ушинский, при нем началось серьезное преподавание русского языка, физики, химии, естествознания. Лучшие выпускницы после окончания института определялись на придворную (см. двор) службу и становились фрейлинами.
В 1765 г. для девочек неблагородного, то есть недворянского, происхождения при институте было открыто мещанское отделение (см. мещанка), которое с 1842 г. называлось Александровским училищем, а в 1891 г. было преобразовано в Александровский институт, расположившийся в здании на соседней Смольной улице. Его воспитанницы получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству.
Институт благородных девиц находился в исторических зданиях до лета 1917 г. После Октябрьской революции 1917 г. был закрыт. Память о Смольном институте сохранилась в картинах выдающегося художника XVIII в. Д.Г. Левицкого, написавшего парадные портреты девяти смолянок, на которых девушки изображены играющими на музыкальных инструментах, танцующими, участвующими в любительских спектаклях. Эти портреты находятся в собрании Русского музея.
С августа 1917 г. в здании Смольного дворца находился Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Во время Октябрьской революции 1917 г. из Смольного (разговорное название дворца) В.И. Ленин руководил вооруженным восстанием. В 1917– 1918 гг. там находились наркоматы (народные комиссариаты, то есть министерства) нового государства, Центральный комитет РСДРП (б) (см. большевик), здесь же работал Ленин.
После переезда советского правительства в Москву в Смольном (с марта 1918 г.) находились руководящие партийные органы Петрограда и Ленинграда. Здесь в 1934 г. был убит советский партийный и государственный деятель С.М. Киров. Во время Великой Отечественной войны в Смольном находился штаб обороны города.
Отношение к Смольному менялось вместе с переоценкой роли Октябрьской революции 1917 г. в истории России. В 1970-е гг. появились анекдоты, связывающие два известных ансамбля — Зимний дворец, который взяли революционные солдаты, и Смольный, откуда Ленин руководил восстанием. Обыгрывалось то, что Смольный был женским учебным заведением.
Известны многочисленные картины советских художников, изображающие Ленина в Смольном во время революции. Самая известная из них — «В.И. Ленин в Смольном» (1930 г.) принадлежит кисти И.И. Бродского и находится в Третьяковской галерее.
«Смольный монастырь». Гравюра. Художник И. Иванов. Середина XIX в.:
Воскресенский собор Смольного монастыря:
«Портрет Е.И. Нелидовой». Художник Д.Г. Левицкий. 1773 г.:
Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.